Антифризы.

Для начала разберемся что такое антифриз, в чем различие между тосолом и антифризом.

Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. В переводе с английского freeze – замерзать, застывать, замораживать. Antifreeze – не замерзающий. За рубежом обычно пользуются термином «Antifreeze Coolant», что буквально означает «антифриз — охлаждающая жидкость».

Тосол – это тоже антифриз, только российского производства. Само слово Тосол — это аббревиатура названия отдела “Технология органического синтеза” (ТОС) Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии, где он был разработан в конце 60-х годов. Окончание “ол” обозначает в химии принадлежность к группе спиртов. В то время никто и не подумал запатентовать это название. И вот сейчас его используют многие российские и украинские производители охлаждающих жидкостей. Это так же как всю копировальную технику в народе называют ксероксами. А справедливости ради, необходимо заметить, что Тосол — это название одного вполне конкретного антифриза, а не всей той гаммы охлаждающих жидкостей, выпускаемых отечественными предприятиями по только им одним известным рецептурам, не имеющим никакого отношения к рецептуре Тосола, выпускавшегося в СССР согласно ГОСТ 28084-89.

Antifreeze

И все-таки, что же такое антифриз? Антифриз — это гликолевая основа (этиленгликоль или пропиленгликоль) и пакет присадок (антикоррозионных, противопенных, стабилизирующих).

А этиленгликоли – это низкозамерзающие водные растворы многоатомных спиртов. Чистый этиленгликоль — это маслянистая бесцветная жидкость, сладковатая на вкус, с температурой кипения 196°С и замерзания -12,3°С. Базовые компоненты, вода и этиленгликоль, составляют 92-97% объема жидкости, остальное — присадки.

Именно они определяют суть антифриза, его антикоррозионные и антикавитационные свойства, срок эксплуатации и стоимость. Именно по присадкам отличаются друг от друга антифризы разных компаний.

По технологии производства все антифризы делятся на:

1. Традиционные антифризы, Traditional Technology.
В качестве антикоррозионных присадок используются: силикаты, фосфаты, нитриты, амины, нитраты и их сочетания. Силикатные присадки покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения антикоррозионным защитным слоем, примерно как накипь в чайнике, чем и обеспечивают защиту от коррозии. Основной недостаток силикатных антифризов — малый срок эксплуатации, не более 2 лет, вызванный срабатыванием присадок, выпадением силикатных гелей, силикатных осадков, ведущих к нарушению теплоотвода. Второй огромный недостаток силикатных антифризов - они не защищают от кавитации. Максимально допустимая рабочая температура 105°C, при ее превышении присадки распадаются. В настоящее время запрещены к применению, практически, всеми европейскими производителями автомобилей.

2. Гибридные антифризы, Hybrid Technology.
В состав пакетов присадок входят соли карбоновых кислот и небольшие добавки силикатов (европейская технология) или фосфатов (японская и корейская технологии). Защитный слой образуют силикаты. Из недостатков можно отметить срок службы – до 3-х лет.

3. Карбоксилатные OAT антифризы, Технология органических кислот. Organic Acid Technology.
Содержат органические антикоррозионные присадки на основе карбоновых кислот. Карбоксилатные присадки образуют защитный слой только в местах образования коррозии, чем значительно повышают теплоотдачу антифризов. Защитный слой в местах локализации коррозии формируют соли органических присадок. Антифризы не содержат силикатов, фосфатов, нитритов, аминов, нитратов и их сочетаний. Срок службы антифризов этого типа зависит от рекомендаций производителя, и обычно составляет не менее 5-ти лет.

4. Улучшенные гибридные ОАТ антифризы. Улучшенная технология органических кислот. Advanced Organic Acid Technology.
Совершенно новое поколение современных антифризов. Они содержат высоко реактивные пакеты силикатных присадок. Объединяют преимущества гибридной и карбоксилатной ОАТ технологий. Пакеты присадок создают динамический и статичный защитные слои. Антифризы обладают исключительной теплопроводностью и теплоемкостью.

Импортные антифризы в основном соответствуют нормам США ASTM и SAE. Они регламентируют свойства концентратов и антифризов, исходя из их основы (этиленгликоля или пропиленгликоля) и условий эксплуатации. Этиленгликолевых антифризов:
- ASTM D 3306 и ASTM D 4656 — для легковых автомобилей и малых грузовиков;
- ASTM D 4985 и ASTM D 5345 — для двигателей, работающих в тяжелых условиях (длительно эксплуатируемых в режимах, близких к максимальной мощности, на внедорожной технике, больших грузовиках, в стационарных силовых установках и т.п.).

Широко применяются стандарты:
BS 6580 -1992 - Великобритания,
ANFOR NF R15-601 BASF - Франция,
ONORM V5123 - Австрия,
JIS K2234 - Япония,
CUNA NC956 16 - Италия.

Кроме общих стандартов, многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Их достаточно много и перечислять их в данной статье нет смысла.

Наибольшей популярностью в нашей стране, как впрочем, и в Европе пользуется система нормативов концерна Volkswagen. На ней давайте и остановимся.

Спецификации Volkswagen:

Антифриз G11 (TL 774-C) – Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:
- Силикаты;
- Фосфаты;
- Бораты;
- Нитриты;
- Амины;
- Нитраты.
Основной принцип работы этой технологии: силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года.

G11
Антифризы G11 обозначаются на банках следующими надписями:
G11
Traditional coolants
Conventional coolants
IAT (Inorganic Acid Technology)

Окрашиваются преимущественно в синий, зеленый или сине-зеленый цвет.

Антифризы G12, G12+, G12++ (TL 774-D, TL 774-F, TL 774-G) - Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.

В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.
G12
Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:

- Очень высокая теплоотдача;
- Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего;
- Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.

Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.

Антифризы G12 обозначаются на банках следующими надписями:
G12
Carboxilate coolants
OAT (Organic Acid Technology)

Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).

Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.

Антифризы G12+ обозначаются на банках следующими надписями:
Hybrid coolants
HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)

С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.
Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:
Lobrid coolants
SOAT coolants

Все антифризы G12 (и с плюсами и без них) преимущественно – красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого.

Антифриз G13 (TL 774-J). Последнее поколение антифризов. Появились в 2012 году. По своим эксплуатационным свойствам практически идентичен G12++ (TL 774-G), хотя имеет принципиальное отличие - основу. Вместо ядовитой этиленгликоливой основы, они имеют экологически чистую пропиленгликолевую основу. Окрашиваются в фиолетовый или розовый, но теоретически они могут быть любого цвета.

Вообще-то, цвет антифриза – это понятие условное. Цвет зависит только от красителя и не отражает спецификации или качества. Изначально они все бесцветны, а краситель вводится для удобства идентификации, особенно внутри одного бренда. Общепринятые расцветки антифризов приведены выше, но это совершенно не означает, что какой-нибудь “предприимчивый” производитель не может покрасить свой силикатный антифриз в красный цвет и продавать его под видом карбоксилатного. Никакими нормативными документами это не оговорено. Сначала силикатные колагенты предполагалось сделать желтыми или зелеными, а все OAT красными или оранжевыми. Тем не менее сейчас мы можем видеть все цвета радуги в качестве попыток OEM определить и защитить свой продукт. Цвет определяется красителем, добавляющимся в конце производства и не может быть определяющим типа или состава. При покупке канистры антифриза кроме цвета обращайте внимание на технологию производства, наличие стандартов и допусков производителей.

Еще пару слов необходимо сказать о необходимости периодического наблюдения автовладельцем за состоянием антифриза в охлаждающей системе своего автомобиля. Что может произойти?
Может образоваться желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка (открутите крышку и загляните внутрь), при температуре окружающей среды минус 10-15°С в нем заметно помутнение, выпадение осадка, более частое срабатывание вентилятора. Антифриз может поменять цвет с изначального на рыжий. Это значит, что активно происходит процесс коррозии. Жидкость нужно срочно менять, независимо от того, сколько времени она вам прослужила.

Помимо визуального осмотра периодически необходимо измерять плотность антифриза. Главное не использовать обычный спиртометр. Его показания могут повергнуть вас в шок (он либо будет беззаботно плавать на боку, либо покажет температуру замерзания минус 3-5°С). Необходимо использовать специальный прибор, ареометр, причем, для этиленгликолевого антифриза - один, а для пропиленгликолевого – другой. Вот показаниям такого прибора можно верить, при условии соблюдения правил измерения. Резервуар для жидкости нужно заполнить доверху, только в этом случае, прибор покажет реальную цифру. Были случаи, когда механики СТО для того, чтобы раскрутить клиента на замену антифриза заполняли резервуар частично и снижали показания ареометра на 10-15°С.

Некоторые автовладельцы поступают по принципу "кашу маслом не испортишь" и заливают концентрированный антифриз без разбавления водой. Это неправильно. Неразбавленный концентрат заливать нельзя. Многие могут возразить: "Я заливал и ничего – работает". Дело в том, что концентрат антифриза это более 90% этиленгликоля (или пропиленгликоля) и вода с пакетом присадок. Учитывая, что температура замерзания этиленгликоля минус 12,3°С, температура замерзания концентрата будет в пределах минус 13-14 °С (а у нас и такие температуры бывают редко). Вот поэтому, владельцы, заливающие концентрат, не замечают никаких изменений. А ударит мороз -15°С – и концентрат замерзнет. Надо отметить еще одну особенность антифриза: даже, если температура окружающей среды упадет ниже той, для которой вы разбавили свою жидкость, можете не волноваться, ничего плохого с вашим автомобилем не случится. В отличие от воды, антифризы при замерзании не расширяются и не образуют льда. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде этиленгликоля. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у антифриза гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. Антифриз после пуска быстро переходит в жидкое состояние.

Вот, собственно, и все. Удачного Вам выбора, не замерзнуть и не закипеть.

Антифризы NORTH SEA:

GLACIER ANTIFREEZE

GLACIER ANTIFREEZE XL

GLACIER ANTIFREEZE G12+

GLACIER ANTIFREEZE G12++