AUTOGEAR POWER MTF 75W80 Масло, которое заставило перечитать описание

Так уж повелось, я давно уже перестал читать тексты описаний моторных и трансмиссионных масел. Мне достаточно взглянуть на технические характеристики, и все становится ясным и понятным, так зачем же читать “воду”, где у каждого производителя одни и те же слова восхищения и превосходства к каждому продукту?
Так было и в этот раз.

Завод начал производство нового трансмиссионного масла AUTOGEAR POWER MTF 75W80 и прислал новое описание, которое не успели еще даже разместить на своем официальном сайте. Вот дословный перевод:

    AUTOGEAR POWER MTF 75W-80 обеспечивает:
  • исключительную окислительную стабильность
  • защиту шестерен и подшипников от задиров в условиях максимальных нагрузок
  • повышенную стойкостью к пенообразованию
  • эффективную защиту узлов и механизмов от коррозии
  • превосходную текучесть и плавное переключение передач при низких температурах и снижение расхода топлива
  • отличное сцепление синхронизаторов из различных материалов, включая медные, углеродные, бронзовые сплавы и молибден

Пробежал глазами описание, и снова – исключительную, эффективную, превосходную, отличную, и…очень модное нынче – снижение расхода топлива… Ну как же без него? Улыбнулся про себя и пробежал глазами по допускам производителей. А там… допусков “на половину страницы”. Масло, то оказывается не простое, если каждый, уважающий себя производитель, пытается документально высказать свои требования к трансмиссионному маслу для своих КПП.

А тут еще босс позвонил, и как бы, между делом, сказал, что было бы неплохо, статью написать о новой трансмиссии. Оно, конечно…статьи писать, не бочки ворочать, можно и написать, но что писать? Опять, из богатого русского языка извлекать прилагательные превосходной формы? Не люблю я этого, как по-мне, так чем меньше прилагательных в технических описаниях, тем лучше

Но… обещал статью – вынь, да положь… И полез я в допуски производителей, читать, что же там такого они требуют. Сначала было все, как всегда – 3 главных требования

  1. Удлинение интервала замены масла
  2. Увеличение моторесурса КПП
  3. Снижение расхода топлива

Пока ничего необычного, такие требования начали появляться в допусках еще 15 лет назад. Но… появилось нечто новое – это способы, какими они, производители КПП, пытаются этого достичь. Вернее, не способы, а технологии… Для удлинения интервала замены масла необходимо максимально сохранить его первоначальные технические характеристики, а это не так просто, ведь масло взаимодействует с различными металлами и окисляется, тысячи раз нагревается и охлаждается, миллионы раз подвергается ударным воздействиям, попадая между поверхностями шестерен, поэтому – масло должно обладать исключительной окислительной способностью, чтобы обеспечить требуемый увеличенный интервал замены. У каждого производителя он разный и зависит от конструкторских и технологических особенностей конкретных КПП, но может достигать 300 000 км. Уточню, слова “исключительный” в допусках производителей нет, там указаны четкие параметры, которым должны соответствовать окислительные свойства масла.

Для увеличения моторесурса двигателя необходимо обеспечить

  • эффективную защиту узлов и механизмов от коррозии и
  • защиту шестерен и подшипников от задиров в условиях максимальных нагрузок
Здесь все понятно, и раскрывать тему, зачем это нужно, не имеет смысла.

Хочу обратить Ваше внимание на повышенную стойкостью к пенообразованию. Почему этому уделяется такое большое значение? Потому, что масло, находясь на поверхностях шестерен, входящих в зацепление, работает, как амортизатор, сглаживая удары металла по металлу. А пузырьки воздуха сжимаются и не могут эффективно амортизировать эти удары. Это все понятно, скажите Вы, и будете правы, но это еще не все…

Пузырьки воздуха, находящиеся между двумя металлическими поверхностями в момент их разъединения, создают эффект гидравлической кавитации, т.е создают зоны пониженного давления, что в свою очередь, ведет к отрыванию молекул с металлических поверхностей и способствуют разрушению шестерен КПП. Таким образом, процесс пенообразования ведет к значительному снижению моторесурса и разрушению КПП, и именно поэтому, масло должно обладать повышенной стойкостью к пенообразованию.

Одним из главных факторов нормальной работы любого агрегата, в том числе и КПП, является обеспечение необходимых рабочих зазоров между взаимодействующими поверхностями при изменяющейся температуре. Из школьной программы физики мы все знаем, что металлы в зависимости от температуры расширяются и сжимаются, причем разные металлы имеют разные коэффициенты расширения.

Эту проблему конструкторы КПП, и производители масла решают по-разному, но совместно. Конструкторы вводят различные металлы, и их сплавы, а производители масла должны обеспечить не только химическую стойкость масла к этим сплавам, но и необходимую текучесть масла при минимальных и максимальных температурах для заполнения меняющихся от температуры зазоров.

Чем выше вязкостные характеристики масла, тем легче и плавнее будут переключаться передачи, тем легче будут вращаться шестерни, тем меньше будет тратиться энергии на их вращение, и тем меньше будет расход топлива. Вот мы и добрались до снижения расхода топлива. Как же без него.

А теперь подведем итоги.

Для повышения конкурентноспособности своих автомобилей, производители уже не могут позволить заливать в свои КПП обычные трансмиссионные масла и предъявляют к ним особые требования. Производители масел реагируют на такие требования, и производят специальные трансмиссионные масла.

Трансмиссионное масло AUTOGEAR POWER MTF 75W-80, как раз и есть таким специальным трансмиссионным маслом, способным увеличить моторесурс КПП, увеличить интервал эксплуатации масла и снизить расход топлива.

Если в сервисной книжке к Вашему автомобилю написано, что в КПП нужно заливать масло с вязкостью SAE 75W-80, и соответствующее такому-то допуску, то не испытывайте судьбу и заливайте нужное масло, тем более, что стоит оно не дорого.

Автор: Юрий Дычко