Допуски производителей, кому они нужны?

В статье Новые требования ACEA мы рассмотрели последние требования ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей), окончательно вступившие в силу 22 декабря 2010 года. Напомним читателям, что редакция ACEA 2008 последние два года действовала параллельно с редакцией АСЕА 2004. Такой длительный период был дан производителям автомобилей и производителям масел для того, чтобы одни разработали новые требования к маслам, называемые допусками, а другие успели разработать, провести испытания и наладить серийное производство масел, отвечающих требованиям ACEA и этим допускам производителей. Классификацию ACEA мы рассмотрели достаточно подробно, но для понимания полной картины преобразований масел необходимо разобраться в изменениях требований производителей. Вот на этом моменте мы и остановимся.

Допуск производителя двигателя - это стандарт качества моторного масла, для которого определены все параметры, которые производитель автомобиля считает обязательными при использовании такого масла в своем двигателе. Зачем это нужно, и почему они появились?

В первую очередь, это, безусловно, борьба производителей автомобилей за лидирующие позиции на рынке продаж. Стратегия быть первым толкает производителей на разработку и внедрение в производство новых технологий и новаторских решений. Двигатель внутреннего сгорания, разработанный уже более 100 лет назад, принципиально изменить обычными конструкторскими методами, и существенно повысить его КПД уже невозможно. Конструкторские бюро совместно с технологами, химиками, испытателями, пытаются выжать из него последние крохи. За счет чего это удается? За счет применения новых систем подачи топлива, утилизации энергии отработанных газов, применения новых металлических сплавов, способных выдерживать большие тепловые и ударные нагрузки, систем отбора мощности и отвода тепла, ну и так далее, список можно продолжать. А если принять во внимание все более и более ужесточающиеся экологические требования к содержанию вредных веществ в отработанных газах и утилизации моторных масел, то задача становится совсем уж сложной, заставляя конструкторов не только увеличивать КПД двигателя, но и заботиться о его экономичности, экологичности, и увеличении сервисных интервалом замены масла. Вот отсюда и появляются особые требования к моторным маслам, объединяемые в Допуски.

Допуск к применению моторного масла на двигателях того или иного производителя выдается после проведения целого ряда соответствующих испытаний. Этот процесс трудоемкий, требует длительного времени и обходится производителю масел довольно дорого. Причем, допуск выдается конкретным производителем автомобилей на конкретное масло для конкретного мотора или линейки моторов, а не на все масла, производимые заводом. Нужно еще принять во внимание, что каждые такие испытания ведут к удорожанию этого масла. А если испытания проведены по 4-5 производителям автомобилей? Все это закладывается в себестоимость масла. И за все это в конечном итоге вынужден платить потребитель. Возникает вопрос: кому это надо? Ответ все тот же. Конечному потребителю. Покупая банку масла с отметкой допуска применения к его конкретной машине, потребитель может быть уверен в полном соответствии качеств масла требованиям завода-производителя машины. Следует заметить, что при огромном разнообразии автомобильных масел на рынке, а также учитывая количество конструктивно разных двигателей и их производителей, наличие сертификата допуска масла производителем автомобиля является серьезным аргументом в пользу его использования. И наоборот – отсутствие допуска делает такое использование весьма рискованным.

Для наглядности, давайте разберемся в допусках на примере концерна Volkswagen

Бензиновые допуски:

  • 500.00/501.01 – всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с высокими антифрикционными свойствами («легкотекучие» масла, экономящие топливо) с нормальным интервалом замены, масло класса не ниже А2;
  • 502.00 – всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с повышенной мощностью. Действует с 01.03.97 г. и заменяет допуска 500.00 и 501.01, которые продолжают действовать наравне с допуском 502.00, соответствует маслу класса не ниже А3;
  • 503.00 – всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с увеличенным интервалом обслуживания; масла отличаются пониженной вязкостью при повышенных температурах с целью экономии топлива, масло класса А3; допускаются только для двигателей выпуска после 5/99; удлиненный интервал замены;
  • Нельзя применять в конструкциях двигателей более ранних разработок!
  • 503.01 – всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с турбонагнетателем при увеличенных интервалах обслуживания, масло класса А3; удлиненный интервал замены;
  • 504.00 – всесезонные моторные масла для бензиновых двигателей с увеличенным интервалом обслуживания; масла совместимы с системами очистки отработавших газов и относятся к маслам SAPS (масло с пониженным содержанием серы, фосфора и золы); масла имеют обычную вязкость при повышенных температурах, масло класса А3; Заменяет все предыдущие допуски

Дизельные допуски:

  • 505.00 - всесезонные моторные масла для дизельных двигателей без наддува и с турбонаддувом, масло класса В3.
  • 505.01 – всесезонные моторные масла для дизельных двигателей с системой впрыска топлива «насос форсунка», масло класса В3;
  • 506.00 – всесезонные моторные масла для дизельных двигателей с увеличенным интервалом обслуживания; масла отличаются пониженной вязкостью при повышенных температурах с целью экономии топлива, масло класса В4; допускаются только для двигателей выпуска после 5/99; удлиненный интервал замены; Нельзя применять в конструкциях двигателей более ранних разработок!
  • 506.01 – испытываются всесезонные моторные масла для дизельных двигателей с системой впрыска топлива «насос форсунка», масло класса В4; масла отличаются пониженной вязкостью при повышенных температурах с целью экономии топлива; допускаются только для двигателей выпуска после 5/99; удлиненный интервал замены; Нельзя применять в конструкциях двигателей более ранних разработок!
  • 507.00 - всесезонные моторные масла для дизельных двигателей с увеличенным интервалом обслуживания; масла совместимы с системами очистки отработавших газов (включая DPF) и относятся к маслам SAPS (масло с пониженным содержанием серы, фосфора и золы); масла имеют обычную вязкость при повышенных температурах, масло класса В3; Заменяет все предыдущие допуски за исключением 506.01

Основные критерии выбора допуска таковы:

  1. Тип двигателя:
    • бензиновый: 500.00; 501.01; 502.00; 503.00; 503.01; 504.00
    • дизельный: 505.00; 505.01; 506.00; 506.01; 507.00
  2. Год выпуска.

    до 1999 года

    • бензиновый: 500.00; 501.01; 502.00;
    • дизельный: 505.00; 505.01;

    после 1999 года

    • бензиновый: 503.00; 503.01; 504.00
    • дизельный: 506.00; 506.01; 507.00
  3. Интервал замены:

    обычный

  4. бензиновый: 500.00; 501.01; 502.00;
  5. дизельный: 505.00; 505.01;
  6. удлиненный

    • бензиновый: 503.00; 503.01; 504.00
    • дизельный: 506.00; 506.01; 507.00
  7. Наличие прямого впрыска топлива:
    • бензин - система GDI (FSI): 501.01; 502.00; 503.01
    • дизель – система «насос-фрсунка», PD (SI): 505.01; 506.01; 507.00 (для некоторых моделей)
  8. Наличие систем очистки
    • бензиновый двигатель: 503.00 (для некоторых моделей); 503.01 (для некоторых моделей); 504.00
    • дизельный двигатель (с сажевым фильтром DPF): 506.01 (для некоторых моделей); 507.00

    Обычный интервал замены:

    • бензин/дизель - 15 тыс.км или 1р. в год

    Удлиненный интервал замены:

    • бензин– макс.30 тыс.км или 1 р. в 2 года
    • дизель – макс.30 тыс.км/35 тыс.км/50 тыс.км (в зависимости от модели и условий эксплуатации) или 1 р. в 2 года

Отличия в допусках 503… 504 и 506… 507 заключаются в следующем:

  • VW 503 00 - ACEA A3, HTHS - от ≥ 2,9 до ≤3,4
  • VW 506 00 - ACEA В3, HTHS - от ≥ 2,9 до ≤3,4 (без системы насос-фрсунка)
  • VW 506 01 - ACEA В4, HTHS - от ≥ 2,9 до ≤3,4 (с/без системы насос-фрсунка)
  • VW 504.00 - ACEA A3, Low SAPS oil
  • VW 507.00 - ACEA В4, Low SAPS oil, (без системы насос-фрсунка)

Примечание:

  • HTHS – высокотемпературная вязкость на сдвиг. Динамическая вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига; иммитирует работу масла в подшипниках коленвала
  • SAPS – аббревиатура, указывающая на ограничение содержания в масле сульфатной зольности (Sulphated Ash), серы (Sulphur) и фосфора (Phosphorus)

Допуски других производителей выглядят вот так:

Ford

Ford WSS-M2C917-A 5W40 для 1,9 TDI Galaxy
Ford WSS-M2C913-С включая Ford WSS-M2C913-А, Ford WSS-M2C913-В 5W30 для всех моделей за исключением 1,9 TDI Galaxy, Ka и Focus RS
Ford WSS-M2C937-A SAE 0W40 Focus RS
Ford 934-В, LOW SAPS A1/B1, A5/B5, C1 улучшены экономия топлива, совместимость с системами ООГ, защита от износа 5W30 для некоторых моделей Ford, Land Rover, Jaguar
АСЕА А3/В3 5W/10W/15W-40 только на долив

Opel

B 040 2095 (GM –LL-A-025) 5W30, бензиновые двигатели
B 040 2098 (GM –LL-В-025) 5W30, дизельные двигатели
Dexos 2 улучшены: экономия топлива, защита от сажи, износа, отложений, совместимость с системами очистки ОГ; хуже – окислительная стабильность 5W30, базовые требования – АСЕА C3, Low SAPS

Porsche

Porsche A40 0W40, 5W40*, 5W50* Boxster/Cayman, Panamera S и Turbo, Сayenne S и Turbo, GT-модели
Porsche С30**
Porsche A40/С30**
Porsche A40
  5W30,
0W40, 5W40, 5W30
0W40, 5W40,
Cayenne (V6) Удлин.интервал
Обычный интервал
Китай
Porsche С30** 5W30 Cayenne Diesel
  • * - при температуре не ниже -25оС
  • ** - альтернатива – масла с допуском VW 504.00/507.00

Volvo

VDS-2, ACEA E3 - В США API CG-4
VDS-3, ACEA E5, Global DHD-1 - В США API CH-4 илиCI-4
VDS-4, проект API CJ-4 (Low SAPS) - ULSD - топливо

Mercedes

MB 228.2/3 ACEA B2 и E3 (Е5)
MB 228.31 API CJ-4 (двигатели SHPD, Low SAPS), ULSD - топливо
MB 228.5 ACEA B2 и E4
MB 228.51 ACEA В2 и E4 LA "low ash" Oils, ULSD - топливо S<0,2%;  Cl<0,005%; Р<0,08; Зс≤1,0%; ОЩЧ<6;
MB 229.1 ACEA А2 или А3 и В2 или В3 интервал замены - 15-30 тыс. км;
MB 229.3 ACEA А3 и В3 или В4-02 ЭТ>1% ;S<0,5%; Cl<0,01%; интервал замены  – 20-40 тыс. км;
MB 229.31 ACEA А3 и В3 или В4-02, ULSD - топливо LA "low ash" Oils ЭТ>1,0%; S<0,2%;  Cl<0,005%; Р<0,08%; Зс <0,8%; ОЩЧ<6; интервал замены  – 20-40 тыс. км (1-3 года).
MB 229.5 MB Longlife Service Oils ACEA А3 и В3 или В4-02 ЭТ>1,7%; S<0,5%;  Cl<0,005%; Р<0,11; Зс<1,5%; полевые испытания; интервал замены  – 25-50 тыс. км (1-3 года).
MB 229.51 ACEA А3 и В3 или В4-02, ULSD - топливо LA "low ash" Oils ЭТ>1,0%; S<0,2%;  Cl<0,005%; Р<0,08%; Зс <0,8%; ОЩЧ<6; интервал замены  – 25-50 тыс. км (1-3 года).

DAF

HP 1 базовые требования - ACEA E4/E5 по вязкости -  маловязкие масла ХW-30
HP 2 Longlife Service Oils базовые требования ACEA E5/E7 по вязкости  - масла ХW-30, ХW-40
HP 3 масла для двигателей 390 кW (XE-двигатели) базовые требования ACEA E5/E7
HP Gas масло, предназначенное для работы на газовом топливе

MAN

MAN 270 ACEA - E2 Zn< 0,08%
MAN 271 ACEA - E2Zn < 0,08%
MAN 3275 ACEA Е2/E3/E5 - дизели Евро 0, 1, 2 - Зс<2,0%; Zn< 0,08%
MAN 3277 ACEA E4 - Зс<2,0%; Zn< 0,08%
MAN 3277 малозольные ACEA E4 low ash Oils, дизели Евро 3
MAN 3477 дизели Евро 4

MTU Detroit Diesel

Type1 API CG-4/CH-4 и ACEA E2
Type 2 ACEA E7
Type 3 ACEA E4
Type 3.1
Low SAPS
ACEA E4/E6

Cummins

CES 200071 API CH-4 или Global DHD-1
CES 200072 API CH-4 или Global DHD-1 или ACEA E5
CES 200075 API CF-4/SG или JAMA DH-1 или ACEA E2/E3
CES 200076 API CH-4 и Cummins M11
CES 200077 ACEA E5
CES 200078 API CI-4

Грузовые допуски

RD/RD-2 базовые требования – АСЕА Е3 и VDS-2, вязкость SAE 15W-30/-40, обычный интервал замены
RLD/RLD-2 базовые требования – АСЕА Е7 и VDS-3, вязкость SAE 15W-30/-40, двигатели SHPD, удлиненный интервал замены
RXD базовые требования – АСЕА Е4/Е7 и VDS-2, вязкость SAE 5W-30/10W-40, двигатели UHPD, сверхудлиненные интервалы замены
RGD масла для дизельный двигателей, работающих на газовом топливе, базовые требования – АСЕА Е3, вязкость 15W40, ограничения по щелочному числу – 6 – 8 мг КОН/г, зольность сульфатная - < 1%.

Renault

RN 0700 Бензиновые нетурбированные двигатели, базовые требования АСЕА А5/В5, А3/В4
RN 0710 Бензиновые двигатели Renault Sport и Turbo, базовые требования АСЕА  А3/В4
RN 0710 Дизельные двигатели без DPF: - Diesel 2,2 dCi FAP (G9T двигатель с DPF/двигатели без DPF) базовые требования АСЕА  А3/В4
RN 0720 Дизельные двигатели с DPF, начиная с 10.07 года выпуска: Diesel Laguna III 1,5 dCi (K9K двигатель с DPF/без DPF), базовые требования АСЕА C4

Scania

LDF Обычный интервал замены базовые требования АСЕА Е3/Е4/Е5
LDF-2 Удлиненный интервал замены базовые требования АСЕА Е3/Е4/Е5

Mack

EO-M PLUS минимальные требования рекомендуемая вязкость 15W40/10W30
EO-N Premium Plus 03 требования для масел Северной Америки рекомендуемая вязкость 15W40
EO-O Premium Plus масла для всех типов двигателей, включая двигатели, оснащенные сажевым фильтром (DPF), рекомендуемая вязкость 15W40